Предновогоднее

   

 Наступающий Новый год, несомненно, является всенародно любимым праздником. И хотя, как известно, дата 1 января по «новому стилю» в церковных книгах соответствует 19 декабря по «старому стилю», не имеющему торжественного статуса, гражданский Новый год уже фактически приобрел и церковное измерение: почти повсюду в храмах служат новогодние молебны, а где-то — и ночную литургию (пусть и вопреки уставу, где литургия «порану» — особенность лишь таких дней, как Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Антипасха и Преображение, — но все же).

  В советское время многие православные целенаправленно не отмечали гражданский Новый год — и потому, что он приходится на Рождественский пост, и, главное, из-за того, что советский Новый год был явно поставлен на место Рождества. Однако в наши дни это противопоставление уже не ощущается столь остро, а при этом само желание встретить начало нового годового цикла с верой в Бога, благодарностью Ему за Его любовь, явленную в прожитом году, и надеждой на Его благословение в году новом — совершенно естественно.
   Остается лишь понять, почему и как это начало оказалось связано с той датой, которая вскоре и наступит.

     Новый год (совсем не обязательно январский) как один из главных праздников

     В той или иной форме начало нового годового цикла люди отмечали с древнейших времен. При этом во многих древних обществах началом года считали начало весны. Не составлял исключение и ветхозаветный Израиль: в Пятикнижии присутствуют упоминания о нисане как первом месяце года. Впрочем, наряду с этой традицией существовала и альтернативная: начинать год с осени. В конце концов еврейский Новый год стал именно осенним праздником.

Древний Рим, юлианский и григорианский календари

    Календарь, принятый в христианском мире, имеет римское происхождение, поэтому следует привести несколько фактов из истории этого календаря и даты 1 января в нем в свете истории Рима:

I. Первоначально в Древнем Риме год также начинали с весны. Это отражено в старых римских названиях месяцев: сентябрь (т. е. «7-й» месяц: если считать от марта), октябрь («8-й»), ноябрь («9-й»), декабрь («10-й»). После декабря и до марта римляне вообще не делили дни на месяца: зиму просто пережидали.

II. Период зимнего безвременья и его первый день, 1-е января (месяцу дали новое название, в честь двуликого Януса), неожиданно сделались началом года в период тяжелых для Рима Кельтиберских войн, когда римлянам несколько раз пришлось назначать консулов — высших чиновников Римской Республики — именно в этот день, не соблюдая нормативные сроки их правления. Впоследствии консулы всегда стали вступать в должность 1 января.

III. С 1 января 45 г. до Р.Х. Юлием Цезарем был введен в действие разработанный по новейшим на тот момент исследованиям юлианский календарь.

IV. По юлианскому календарю — т. н. «старому стилю» — до сих пор живут Русская и несколько других Православных Поместных Церквей. Остальные Церкви, как и просто весь мир, живут по григорианскому календарю («новому стилю»), который представляет собой скорректированную версию юлианского (о нем ниже). В частности, в XX и XXI веках (но не в XIX или XXII !) дата 1 января по григорианскому календарю = 19 декабря по юлианскому, а 7 января («православное Рождество») по григорианскому = 25 декабря по юлианскому (именно эта «старостильная» — а не новостильная — дата и является датой Рождества).

V. В годы правления Октавиана Августа — преемника Юлия Цезаря — состоялось Рождество Христово.

VI. Пришедшая на смену Римской Республике Римская империя обожествила Юлия Цезаря и Октавиана Августа. В частности, в их честь были переименованы 5-й и 6-й месяцы года (квинтилий и секстилий), получившие теперь названия июль и август, а официальное начало года было установлено на день рождения Октавиана, 23 сентября.

VII. В христианской Римской империи, то есть в Византии, память о праздновании Нового года 23 сентября жила еще долго. В Церкви на эту дату установлен праздник Зачатия св. Иоанна Предтечи, и в древних византийских календарях у названия праздника есть примечание: «начало года».

VIII. Тем не менее, официальное начало года в восточной части Римской империи (Византии) сместилось на 1 сентября, считавшееся началом нового налогового периода.

IX. Важную роль в установлении даты 1 сентября сыграл император Диоклетиан, распорядившийся раз в 15 лет проводить полную перепись населения для последующего анализа налоговой базы; каждые 5 лет уточнять размеры подати, взимаемой с населения; и каждый год собирать ее. Период в 15 лет получил название «индикта», а начинался он в Византии как раз с 1 сентября.

X. В отличие от греческого Востока, на латинском Западе еще долго сохранялась практика начинать индикт 24 сентября (на другой день после дня рождения Октавиана Августа). Римские папы противопоставляли этому практику начинать индикт с 25 декабря, с Рождества Христова, либо с 1 января, по римскому консульскому году (и отсчету лет «от основания Рима»).

XI. На закате эпохи Средневековья в Византии Новый год все еще праздновали 1 сентября, а на Западе постепенно общепринятой стала дата 1 января.

XII. Используемый ныне повсеместно григорианский календарь был введен в 1582 году папой Римским Григорием XIII ради устранения сдвига юлианских дат относительно астрономических явлений.             Первоначально даты григорианского календаря отличались от юлианских на 10 дней, к настоящему времени разница достигла уже 13 дней.

Новый год в России

  Теперь можно вернуться к вопросу о праздновании 1 января в России. Конечно, эта дата не такая уж и древняя. В Древней Руси год, как и во многих других древних традициях, начинали с весны. 1 января, несомненно, отмечали, но как один из больших праздников: память свт. Василия Великого и Обрезание Господне, а не как Новый год. Византийское новолетие 1 сентября и вовсе оставалось для Руси, скорее, книжным феноменом — практически как сейчас.
С XIV–XV века весенний новый год на Руси, однако, постепенно сменился сентябрьским. Это было связано с подражанием Византии. В частности, в Великом Новгороде в XIV веке в богослужение были введены несколько чинов из практики Св. Софии Константинопольской — в том числе, и торжественный чин Новолетия 1 сентября. Такими нововведениями новгородцы, несомненно, желали подчеркнуть величие своего города.
В свою очередь, Москва с середины XV века осталась после падения Византии единственной крупной православной монархией и осознала свою ответственность по сохранению византийской традиции. Как следствие, в богослужение города Москвы был введен целый ряд практик, ранее присущих Константинополю, включая частые шествия по городу и прочее. Среди них — и Новолетие 1 сентября, праздновавшееся на Соборной площади Кремля с максимальной торжественностью, обязательным участием царя, высших сановников и так далее.
В последний раз полный чин Новолетия с участием царя был совершен 1 сентября 7208 (= 1699) года. Этим царем был Петр I, облачившийся во время чина во все старинные царские одежды и представший перед поданными в традиционном облике русского царя, чего некоторые уже и не надеялись увидеть.
Но уже 20 декабря того же года был обнародован указ Петра I о переходе на новое летоисчисление и о праздновании 1 января Нового 1700 года, по примеру других стран христианской Европы. В сопутствующих указах предписывалось украшать дома ветвями хвойных деревьев; совершать в храмах благодарственный молебен; у кого есть возможность — палить из ружей и пушек; но запрещалось предаваться пьянству. Также Петр I обязал всех высших чиновников прибыть на царское новогоднее угощение, причем непременно в европейском платье.
Так 1 января и стало русским Новым годом. Следует, впрочем, не забывать, что введенное Петром летоисчисление следовало юлианскому, а не григорианскому, календарю, поскольку на тот момент многие протестантские страны еще сопротивлялись введению григорианского папского календаря. Поэтому петровский Новый год наступит только 14 января (1 января по «старому стилю»). Новый же год по новому стилю, который совсем скоро наступит, — это уже следствие перехода России на григорианский календарь в 1918 году.

Несколько слов о новогоднем молебне

     Распоряжение Петра I о совершении 1 января благодарственного молебна не дополнялось никакими разъяснениями о том, по какому чину его служить. В результате более, чем полвека спустя, внезапно выяснилось, что в московском Успенском соборе этот молебен продолжают служить по старому, еще дониконовскому, чину Новолетия: просто вместо 1 сентября его стали петь 1 января. Использование дореформенного текста было сочтено Синодом «неприличным», и 16 декабря 1765 года был издан указ Святейшего Синода о пении 1 января обычного благодарственного молебна, но с заменой чтений из Апостола и Евангелия чтениями из службы Новолетия. В 1780-е годы был, наконец, официально опубликован специальный чин, содержащий как фрагменты благодарственного молебна, так и части из службы Новолетия.

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

По материалам Telegram-канала священника Михаила Желтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.