Нужно ли сорок дней говорить всем подряд «Христос воскресе»?

Мы празднуем Пасху сорок дней, и на протяжении всего этого времени имеем возможность поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Но возникает вопрос: нужно ли так приветствовать всех, с кем мы так или иначе пересекаемся? Как быть, если хочется со всеми поделиться пасхальной радостью? О чём нужно подумать, прежде чем кричать «Христос воскресе» соседу или в пенсионном фонде? Как обычное приветствие вскрывает серьёзные духовные проблемы? Обо всём этом мы поговорили со священником Димитрием Паламарчуком, настоятелем Николаевского храма с. Криворожье.

Не все готовы сорок дней слушать о том, что Христос воскрес

В связи с этим вопросом мне вспомнились слова апостола Павла, который говорил: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20-22).

Мне кажется, мы теряем это качество — умение учитывать особенности людей, с которыми общаемся. Да, воцерковлённых христиан мы можем приветствовать словами «Христос воскресе», и они будут восприняты адекватно и радостно. А некоторых эти слова могут поставить в тупик. Тем более далеко не все готовы сорок дней слушать о том, что Христос воскрес. Порой даже в православной среде можно получить в ответ: «Я знаю, мне уже сообщили».

Да, в таком приветствии нет ничего плохого, да, в нашей Церкви Пасху празднуют сорок дней, но не стоит всем подряд говорить «Христос воскресе» — особенно если вы пришли в пенсионный фонд или звоните в госучреждение. Всё зависит от того, к кому вы обращаетесь. Главное — не поставить человека в неловкое положение. В этом нет лукавства или неправды, наоборот — это забота о ближнем, ведь перед нами может оказаться человек другого вероисповедания или воспитанный в иных культурных традициях.

Мне могут возразить, что христианин не может стесняться Христа, что в Евангелии сказано: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Всё так, но в данном случае речь не о стыде, а о человеческом отношении и заботе. Если перед вами малознакомый или незнакомый человек — здоровайтесь с ним самыми обычными словами.

Важные вопросы к себе

Верующему человеку важно задумываться, с какой целью он делает то, что делает. Не менее важно его духовное состояние. Хорошо, если он приветствует всех словами «Христос воскресе» потому, что его переполняет радость о Воскресшем Христе. Но в нашей церковной жизни нередко случается такая штука, как подражание святым. Причём люди подражают не их духовной жизни, а каким-то внешним аспектам: насупленным бровям, серьёзному выражению лица, приветствию «Радость моя, Христос воскресе!» и тому подобному. Спроси такого: почему он так приветствует всех знакомых? — услышишь в ответ: «Серафим Саровский так делал — вот и я делаю!» Но преподобный Серафим жил с чётким ощущением, что все люди хороши и добры по своей природе. За этим стоит большой путь духовного совершенствования, который открыл в его сердце эти чувства. Мы же видим результат — приветствие «Христос Воскресе, радость моя!», — но забываем об этом пути, не обращаем внимания на духовный опыт святого. Нам нравится результат, мы ему и подражаем.

Бывает, что человек вообще пребывает в гордыне и всюду подчёркивает свою православность: молится или благословляет еду напоказ, насаждает чтение духовной литературы и пост. Такие люди очень любят со всеми «правильно» здороваться — словами «со святым днём», «со святой субботой», в том числе и «Христос воскресе». Не случайно в среде верующих ходит такая шутка: «Если в семье появился праведник, все остальные стали мучениками». Мы забываем, что жена-христианка — не та, что сажает мужа на воду и хлеб, но та, кто готовит ему что он хочет, а постится сама.

Христос проповедовал тем, кто хотел Его слышать

Мы познакомились с Воскресшим Христом и хотим теперь всех с Ним познакомить, призывая: «Идёмте за мной, я знаю хороший путь!» — но мы не спрашиваем, хочет ли человек этого, готов ли он к этому пути. Мы становимся спасателями для тех, кто нас не просит о спасении. «Я расскажу тебе, как надо молиться, как ты должен изменить свою жизнь!» — взывает такой человек. На практике это похоже на то, как если фитнес-тренер придёт к сумоистам и скажет: «Ребята, вам нужно худеть!»

Мы забываем, что Христос проповедовал тем, кто хотел Его слышать, кто был готов к этому. Как Он сокрушался об Иерусалиме, который не принял Его: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13:34). Мог бы Он насильно обратить людей, которые не хотели идти за Ним? — мог, но никогда этого не хотел, потому что наш Бог — Бог любви, а не насилия. А мы думаем, что насилуя ближних своим видом, постом и молитвами, сможем привести их к вере. Нет, так мы только отталкиваем их и становимся не прививкой веры, а вирусом, веру убивающим.

Это очень важно помнить и в плане приветствий, и в плане своей повседневной жизни: нужно быть не только верующими, но и человечными. Об этом замечательно сказал сербский патриарх Павел: «Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Надо быть людьми, снисходить к человеческим немощам, осознавать собственное несовершенство и любить тех, кто живёт рядом с нами.

Беседовала Екатерина Щербакова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.