Некогда Крещение Господне почиталось более, чем праздник Рождества Христова, ведь по приданию, именно начиная с этого дня Спаситель начал проповедовать и призывать к покаянию, дабы достичь райских врат, а так же именно в этот день всемогущий Господь Бог явил миру все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,11) и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя).
Крещение Господне — история и дата праздника
Иначе этот православный праздник именуется Богоявлением, а по церковному – Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Согласно Священному писанию, когда Сыну Божьему исполнилось тридцать лет, его окрестил пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник) в священных водах реки Иордан, где святой Иоанн проповедовал и крестил приходивших к нему крещением покаяния. После чего с неба слетел голубь, олицетворяющий самого Бога, и звучал голос с небес, что Иисус – Сын Божий, к которому есть благоволение. Именно в честь этих описанных с Библии событий был установлен данный праздник, который отмечается в не переходящую дату — 19 января. Не смотря, что этот день не является государственным праздником, выходным, многие люди, для которых вера не пустой звук, стараются всеми силами придерживаться установленных правил и праздновать этот большой и светлый день по канонам: посетить храм, причаститься, набрать воды.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»
Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 13-17.
Тропарь Крещения Господня:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, /
и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. /
Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней
Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. До сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви.
Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы. Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек должен молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не должно стать неким механическим или автоматическим действием: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Торжественная Литургия прошла и в нашем храме святителя Луки Крымского и апостола и Евангелиста Луки 19 января 2017 года. По окончанию службы состоялось второе Великое освящение воды.