Крещение Господне — история и дата праздника
Некогда Крещение Господне почиталось более, чем праздник Рождества Христова, ведь по приданию, именно начиная с этого дня Спаситель начал проповедовать и призывать к покаянию, дабы достичь райских врат.
Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа также называется праздником Богоявления, потому как именно в этот день всемогущий Господь Бог явил миру все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,11) и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
Согласно Священному писанию, когда Сыну Божьему исполнилось тридцать лет, его окрестил пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник) в священных водах реки Иордан, где святой Иоанн проповедовал и крестил приходивших к нему крещением покаяния.
Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.
Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Именно в честь этих описанных с Библии событий был установлен данный праздник, который отмечается в не переходящую дату — 19 января.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея 3:13-17).
Тропарь Крещения Господня:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, /
троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, /
и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. /
Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.
Навечерие Крещения Господня или
Крещенский сочельник
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Господне в один день – 6 января и назывался этот праздник «Феофанией» – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по старому стилю) было уже в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
В виду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерой здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение, которое названо так по особенной торжественности события проникнутого воспоминанием евангельского бытия. Оно стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. До сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — великая Агиасма (греческое слово «агиасма» переводится как «святыня»). Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно.
Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя.
Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую Агиасму, обычно вместе с кусочком просфоры, при этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашними иконами.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Мы просим, чтобы через употребление Агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не должно стать неким механическим или автоматическим действием: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы. Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек должен молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней.
Как крестился Христос?
(Проповедь протоиерея Андрея Ткачёва)
Знаете ли вы, что слово «крещение» никак не связно со словом «крест»? По-гречески крест — это «ставрус», а крещение — «баптисма». То есть на языке Евангелия это совершенно разнокоренные слова. Только у нас (благословенных или бедных — скорее всего и то, и другое вместе) эти слова совпадают, являются омонимами. Вот мы и путаем, что значит «креститься». Крещение Господне — это явление Христа. Народу приходится цитировать название известной картины Иванова, которую тот писал всю свою жизнь — «Явление Христа народу». На иорданской воде Бог явил себя как Троица, а Иисус из Назарета явил себя как Христос. Христос жил на земле, родившись от Девы Марии, что мы и празднуем в праздники Рождества Господне. Христос уже был маленький мессия. Он должен был пройти все стадии возрастов человеческих. Он должен был быть младенцем, чтобы осветить младенчество. Затем — подростком, чтобы отрочество тоже получило святость через Иисуса. Потом он был юношей, чтобы юноша получил святость через Иисуса. Безумные юношеские возраста. Затем он вошел в возраст зрелого мужа, и только тогда, когда достиг возраста зрелого мужа, он явил себя как Христос. И явил себя не сам, а явил при посредничестве, при служении Святого Иоанна, который был предтечей — идущим впереди, и возвестил людям покаяние. Покаяние было совершенно необходимо, чтобы в Иисуса поверить. Кто из нас не кается, тот в Иисуса Христа верить перестает. Либо никак не может к вере прийти. Потому что вера дается только кающемуся. Каешься, Господь тебя утешит. А не каешься, будешь допускать в своей душе хитросплетенные змеиные клубки лукавых мыслей, простоты не будет, не будет покаяния, веры тоже не будет. Вот Иоанн пришел выровнять Христу дорогу, как грейдер прошел перед ним. Ровняя все — долины наполнились, а холмы понизились. Он сказал: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» И к Иоанну на Иордан пришел Господь Иисус Христос, и Иоанн его узнал. Не потому, что у него была фотокарточка Христа, или портрет, или словесное описание — а он затрепетал от страха, чувствуя перед собой Того, Кто с небес сошел на землю. И сказал ему: «Ты ли ко мне идешь? Я должен у тебя креститься?» Христос удержал его и сказал: «Оставь теперь, ибо надлежит нам исполнить всякую правду». И встав между грешниками, а грешников было много, Иоанн пробил сердца людские проповедью покаяния. К нему потекли со всех сторон самые разные люди. И они каялись в грехах своих. Иногда даже выкрикивали грехи свои, не стыдясь. Они кричали и плакали о грехах своих и заходили в воду, а Иоанн погружал их в эту воду, в покаяние. Вот это погружение, «баптисма», это и есть крещение. Они выходили из воды, из-под руки праведного Иоанна, очистившиеся исповедью своих грехов, омытые символически водами, и чувствуют облегчение в совести. Вот это и были те, кто уверовал в Иисуса Грядущего вслед за ними. И Христос зашел в воду, и он крестился. Хотя Иоанн знал, что у него грехов нет. Христос говорит: «Молчи!» И зашел в воду, и под рукой погрузился в воду, и тут же вышел, ничего не говоря. Потому что грехов у Христа нет. И после этого были разверстые небеса, и Дух в виде голубя сошел на сына Божия, в водах стоящего, и Иоанн видел это. Предание Эфиопской Церкви говорит, что тогда родилось словосочетание «слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», потому что Иоанн слышал Отца сказавшего: «Это сын мой возлюбленный». Видел сына, крестившегося от его руки, и видел Духа Святого в виде голубя, сходящего на сына. И он, соединив все вместе сказал: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь!» Вот такой праздник, дорогие христиане. Бог явил себя как Троица над иорданской водой, а Иисус из Назарета явил себя миру как мессия. После чего Он немедля направился в пустыню на сорокадневный пост. А уже оттуда Он вернулся с сильной проповедью для того, чтобы вернуть себе сердца людские и подготовить их к настоящей вере и к Евангелию Царствия. Итак, пейте воду в Крещение, омывайтесь ею, купайтесь, кто хочет, хоть в проруби, хоть в ванне, хоть под душем, потому что вся вода святая в эти дни. Но главное, имейте веру Божию, в Христа, который есть истинный мессия, пришедший наконец-таки в мир, Иоанном засвидетельствованный. Кайтесь в грехах своих, берегите веру и живите правильно.