Апостол и Евангелист Лука


Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти само имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от сущих от обрезания,т. е. иудеев (Кол. 4:10–15). В своих писаниях Лука, однако, обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство (Кол. 4:37); Предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения. Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить пред лицеем Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю (Лк.10:1–24).

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука издалеча и со скорбью взирал на Распятого (Лк. 23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо воскресший Господь, в самый день Своего Воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностию и живостию сообщает сам Лука в своем Евангелии (Лк. 24:13–32). Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его Воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус, и по дороге в cиe селение удостоился стать спутником Того, Кто есть путь, истина и живот (Ин. 14:6). Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, в ином образе (Мк. 16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, глаза их были удержаны (Лк. 24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

—О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? — спросил их Господь.

На cиe Клеопа сказал:

—Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

—О чем? — спросил снова Иисус.

—Что было с Иисусом Назарянином,— сказали они в ответ,— Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было,— продолжали свою речь ученики,— что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:

—О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Так, беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятнa была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

—Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, — говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег (древние иудеи не сидели, а возлежали за трапезою) с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил cиe, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятно, cиe действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того, они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в cиe время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

—Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же со своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути, и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора внезапно среди апостолов явился Сам воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк. 24:18–49).

После вознесения Господня святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству Предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля Крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Cиe произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла (с 52-го по 55-й год по Р. Х.). В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии.

Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь (бедствия этого продолжительного путешествия святой апостол Лука описал в 27-й и 28-й главах книги Деяний).

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола проповедовал Христа в этой столице древнего мира (это ясно видно из написанных в то время посланий апостола Павла к Колоссянам и Филимону). В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых апостолов. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе (Лк. 1: 2). («По сравнению с другими писателями Евангелие святого апостола Луки отличается, — как говорит св.Иоанн Златоуст, — большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества св. Иоанна Предтечи, о которых он один только и говорит. Равным образом и последнее евангельское событие — Вознесение Иисуса Христа на Небо, — у Матфея и Иоанна вовсе не упомянутое, а у Марка упомянутое неподробно, — святой Лука один рассказал подробно».) Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно так же и книга Деяний апостольских написана была, как говорит церковное Предание, по повелению апостола Павла. (В Книге Деяний святых апостолов Лука подробно описал сошествие святого Духа на апостолов и подвиги их, совершенные ими по Вознесении Господнем для распространения и утверждения веры христианской в Иудее и других странах вселенной. «Преимущественно же св. Лука, — как говорит св. Иоанн Златоуст, — описал здесь деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был».)

После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в cиe время точно так же сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

«Я уже становлюсь жертвою,— писал Апостол Павел своему ученику Тимофею,— и время моего отшествия настало: старайся прийти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию. Один Лука со мною» (2 Тим. 4:6,10). (Может быть, св. Лука, как прежде, так и в сие время, своим врачебным искусством облегчал болезни апостола-узника, страдавшего, как говорит церковное Предание, головной болью и другими телесными недугами, и за сие заслужил от апостола имя «врача возлюбленного».)

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное Предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, — в которой он и прежде трудился несколько лет,— а также и в соседней с Македонией Ахаии. (Далмация — южная часть Иллирийской провинции, которая граничила на севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. Галлия заключала в себе земли, лежащие между океаном, Пиренеями, Средиземным морем, Альпами и Рейном. Ахаия — область на юге Греции, занимала северную часть полуострова Мореи.)

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию (Ливия — провинция в северной Африке; там было немало греческих колоний; у греков, впрочем, вся Африка иногда называлась Ливией), и в Египте — в Фиваиде — многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископы некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь — преимущественно в области Беотии — церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю — апостолу Павлу, святой Лука подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил. Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве (как свидетельствует св. Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана). Честное тело его было погребено в Фивах — главном городе Беотии,— где его святые мощи, подававшие множество исцелений, пребывали до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи — Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью (как бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола целительный «каллурий», т.е. лекарственную примочку от глазной боли). Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот с великим торжеством совершил cиe перенесение (перенесение мощей св. Луки Церковь воспоминает 22-го апреля /ст. стиля/).

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храме совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнию. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, сталь молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовию были чествуемы православными христианами.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:

— Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут!

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу —писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.

Текст приводится по изданию: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга вторая. Октябрь. М.: Трифонов Печенгский монастырь. «Ковчег». «Книжное дело», 2003. — 648с.

Иконы кисти апостола Луки

ikona-ap

Основателем иконописи считается святой апостол Лука — верный спутник апостола Павла, искусный врач, художник, автор одного из Евангелий. Как гласит предание, именно Лука написал первую икону – образ Богородицы.
Апостолу Луке приписывают семьдесят икон, изображающих  Пресвятую Деву, но лишь три из них были писаны с самой  Богородицы,  получив ее прижизненное благословение. Увидев написанные Лукой образа, произнесла она: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этими иконами да пребудет». Образы эти известны всему христианскому миру,  с них будут написаны многие иконы как в Греции, так и в России, Египте, Сербии, Болгарии, что является свидетельством большого почитания этих образов среди православных.
bozhya-mater-kikkskaya_milostivaya
Божия матерь Киккская «Милостивая»
Одна из трех первых икон Луки изображала Богородицу с Младенцем Христом, сидящим на ее правой руке и прижимающимся щекой к ее щеке – знак безграничной любви. Называется она иконой Божьей Матери Киккской «Милостивой», в честь монастыря Киккос на Кипре, где находится чудотворный образ.
Сумельская икона Божией матери
Сумельская икона Божией матери
На другой иконе предстала Богородица держащей Младенца в левой руке, правой же она указывает на Христа – тем самым указывает миру духовный путь; поэтому такое изображение Богородицы называют Одигитрией – Путеводительницей. Одигитрия, написанная Лукой, носит имя Сумельской.
 
На третьей иконе запечатлел апостол Лука Богородицу без Младенца. Лик ее умоляет Спасителя о милости ко всем людям. Эта икона известна как Филеримская.
Икона Божией матери "Филеримская"
Икона Божией матери «Филеримская»
 
Лишь одна из трех знаменитых икон находится в Греции – Одигитрия Сумельская, а судьба еще одной  – Филеримской, также неразрывно связана с землей и народом Греции. Из других чудотворных образов, также созданных  апостолом  Лукой, в Греции пребывают — икона Богородицы Малеви, а также, одна из самых загадочных икон  –  образ Богородицы Великопещерной.